Движение Сецессиона зародилось в среде венского авангарда в конце 1880-х гг., а в 1920-х гг. уступило место стилю ар деко. Сецессион был попыткой вырваться из тисков романтического историзма, свойственного искусству XIX в. Представители этого стиля пытались отыскать новые источники вдохновения в отдаленном прошлом, и в первую очередь в народном искусстве Трансильвании. Для Сецессиона характерны причудливые композиции, яркие краски и стилизованные формы, а также концепция «искусства для искусства». Представители Сецессиона обращались ко всем формам декоративного и изобразительного искусства, от живописи и скульптуры до керамики и дизайна интерьеров. Их достижения прекрасно отражают картины в Венгерской национальной галерее, керамические изделия фабрики Жолнаи (их в Будапеште можно встретить повсеместно) и замечательная будапештская архитектура конца XIX — начала XX в.
Дама в красном
Ийожеф Риппль-Ронаи (1861-1927) — один из трех наиболее видных представителей венгерского Сецессиона. Несколько лет он учился в Париже, когда там процветало движение «Арт нуво», т.е. модерн. Его шедевр Дама в красном (1896) изображает женщину в несколько аффектированной позе; взгляд художника явно застал ее врасплох. Эта картина стала первым в Венгрии образчиком стиля Сецессион.
Девушка с птичьей клеткой
Раннее произведение Йожефа Риппля-Ронаи Девушка с птичьей клеткой (1892) отличается великолепным контрастом белых рук девушки с размытым темным фоном. Несколько напряженная поза держащей клетку модели, силуэт которой очерчен плавной изогнутой линией, — характернейшая черта стиля художника.
Дворец в Кёртивельеше
В 1904 г. Риппль-Ронаи посетил Италию. Большое впечатление произвели на него мозаики, которые он увидел во многих частных домах. Эта работа 1907 г. предвосхищает переход от мягкой работы кистью к мощным мазкам, которые характеризуют смелый стиль его поздних работ.
Одевающиеся девушки. Эта поздняя работа Риппля-Ронаи, законченная в 1912 г., — доказательство обращения художников Сецессиона к смелым мазкам и ярким краскам. Несколько неестественная поза девушки слева свидетельствует о склонности художника играть со зрительским восприятием.
Золотой век
Иянош Васари (1867-1939), второй член великого триумвирата венгерских художников-модернистов, испытал влияние как стиля арт нуво, так и постимпрессионизма. Это полотно 1898 г., полное ностальгии по утраченному раю, возможно, является его лучшей работой.
Бал-маскарад
В 1907 г. Васари написал сцену развлечений высшего общества Будапешта. Она носит явный отпечаток декаданса; обратите внимание на недобрый взгляд джентльмена и очень вольную позу объекта его внимания.
Завтрак на пленэре
В этой картине Васари блестяще использовал эффекты света и цвета. На первый взгляд кажется, что художник изображает будапештское общество с симпатией. Однако равнодушие родителей девушки к ее поведению вполне можно счесть доказательством критического взгляда художника на общественные ценности его времени.
Наездники в парке
Эта работа 1919 г. — еще один яркий пример поздней живописи Васари; картина написана сочными мазками с использованием мощных цветовых контрастов. Здесь очень заметно влияние Матисса, которого художник знал со времени своего пребывания в Париже.
Магия
Улайош Гулачи (1882-1932), младший из знаменитого триумвирата венгерских модернистов, был представителем квазисюрреалзма. Картина под названием Магия (Волшебный сад), созданная художником в 1906-1907 гг., изображает слабого мужчину, которого утешает сильная женщина. Сам Гулачи страдал безнадежной неуверенностью в себе и большую часть второй половины своей жизни провел в психиатрических лечебницах.
Автопортрет со шляпой
Автопортрет со шляпой Лайоша Гулачи (1912) — еще одно доказательство весьма необычного взгляда художника на мир и его неуверенности в своих возможностях. На картине мы видим тревожное и бессильное выражение лица живописца. Дополнительную экспрессию портрету придает фактура холста, который проступает сквозь красочный слой.