Собор Святого Вита в Праге
Собор Святого Вита (chram sv Vita) настолько плотно втиснут в третий двор замка, что очень трудно составить полное впечатление об этом хаотичном готическом сооружении. Его асимметричный внешний вид — результат долгой и переменчивой истории. Хотя первый камень в его основание был заложен в 1344 году, закончили строительство собора только к 1929 году — ровно через 1000 лет после смерти самого знаменитого богемского святого, Вацлава.
Вдохновителем постройки собора был император Карл IV, который, будучи еще наследником престола, не только добился выделения для Праги отдельного сана архиепископа, но и смог собрать в одном месте мощи святого Вита. Под влиянием собора в Narbonne Карл вызвал француза Матье из Арраса, чтобы тот начал строить похожее здание. В 1352 году Матье умер, едва начав создание собора, поэтому Карл пригласил продолжить работу Петра Парлера — рано проявившего свой талант 23-летнего мастера из семьи немецких каменщиков. Однако строительство собора не успело продвинуться дальше сооружения клироса и южного трансепта до 1399 года, когда он умер.
В течение следующих четырех веков работы заметно не продвинулись, и наполовину отстроенный собор стал символом тщетных стремлений чехов к национальной независимости. И только во время Чешского национального возрождения девятнадцатого века, когда было основано «Движение за завершение собора», в 1859 году наконец снова всерьез взялись за строительство. Под наблюдением ряда сменявших друг друга архитекторов, в том числе Йозефа Мокера и Камила Хилберта, была полностью закончена западная часть здания, и с помощью множества других художников и скульпторов Чехии оно превратилось в сокровищницу чешского искусства. В 1929 году провели официальную церемонию открытия собора, хотя на самом деле работы продолжались до самой Второй мировой войны и после нее.
Из-за прокопченного воздуха Праги теперь сложно отличить один период строительства от другого. Однако тщательное исследование позволяет обнаружить, что западный фасад, включающий две остроконечные башни, несет отпечаток скрупулезной, хотя и лишенной воображения работы неоготических реставраторов (их портреты можно увидеть под окном-розой). Восточная же часть строения — лучше всего ее видно из Бельведера — демонстрирует подлинные готические корни собора. Южный вход также полностью создан Парлером. Странно тогда, что именно над южным входом расположена самая высокая башня собора, в которой проявилось наиболее заметное смешение стилей: верхняя часть в стиле барокко работы Пакасси совершенно несуразно опирается на парапет светлого камня эпохи Возрождения, который, в свою очередь, прилеплен к почерневшему основанию исходной готической башни.
Неф
Этот собор — самый большой в стране, и, войдя внутрь, трудно не заметить поразительной высоты нефа. Это новейшая часть здания, и потому ее отделка в основном относится к двадцатому веку. Первыми привлекают внимание современные витражи, которые в солнечные дни бросают радужные лучи на стены нефа. Результат поразительный, хотя он совершенно не согласуется с первоначальным замыслом Парлера, который предполагал сделать окна почти исключительно из прозрачного стекла. Самые необычные окна — работы Франтишека Киселы, которые выглядят так, словно их разбили на сотни крохотных кусочков. Использование этой техники дало самый великолепный результат при создании окна-розы над западным входом, с его калейдоскопическим «Сотворением мира» (1921 год). В соответствии с их светской природой два произведения времен Первой республики были оплачены финансовыми учреждениями: окно с изображением Кирилла и Мефодия в третьей капелле по северной стороне заказал «Banka Slavie» художнику Альфонсу Мухе, работавшему в стиле модерн. На противоположной стороне нефа находится витраж на тему «Кто сеет в слезах, тот пожнет в радости», создание которого спонсировала Пражская страховая компания.
Из 22 боковых капелл собора самый большой интерес, бесспорно, представляет величественная часовня Св. Вацлава у южных ворот. Хотя официально он посвящен святому Виту, духовно собор принадлежит именно князю Вацлаву Пршемысловичу (прославился как «добрый король Вацлав»), святому покровителю страны, которого убил его брат-язычник, Болеслав Жестокий. Десять лет спустя, в 939 году, Болеслав раскаялся, обратился в христианство и, по-видимому, перенес останки своего брата в это самое место. Карл, изо всех сил продвигавший культ Вацлава, чтобы подкрепить довольно беспочвенные притязания своей династии Люксембургов на богемский трон, заставил Петра Парлера построить настоящую капеллу над первоначальным захоронением. Говорят, что к дверному кольцу с головой льва, вставленному в северные ворота, прикоснулся Вацлав, перед тем как его убили. Когда смотришь на богатую, почти византийскую отделку часовни, чувствуешь себя словно внутри шкатулки с драгоценностями: покрытые золотом стены инкрустированы полудрагоценными богемскими камнями, помещенными вокруг божественных фресок четырнадцатого века, изображающих муки Христа; тем временем над карнизом в более поздних картинах литомержицкой школы разворачивается трагедия Вацлава.
Несмотря на ослепительные свидетельства золотого века правления Карла IV, туристов сюда привлекают не только художественные достоинства часовни. Дверь в южной стене открывается на лестницу, ведущую к коронационному залу (закрытому для посетителей), где хранятся королевские регалии Богемии, в том числе золотая корона святого Вацлава, усыпанная одними из самых крупных в мире сапфиров. Дверь, закрытая для посетителей с 1867 года, защищена семью разными замками, ключи хранятся у семи разных людей, начиная с самого президента, — как семь печатей святого послания в «Апокалипсисе». Копии королевских сокровищ можно увидеть в Лобковицком дворце (Lobkovicky palac).
Добрый король Вацлав
Как оказалось, история, рассказанная в рождественском гимне девятнадцатого века «Добрый король Вацлав», имеет очень мало общего с действительностью. Сам гимн и является переработкой средневекового хорала «Tempus adest floridum». Во-первых, Вацлав был только князем, но никак не королем (хотя он и стал святым); он даже не был таким уж «добрым», разве что в сравнении с другими членами семьи. И кроме того, его убили за целых три месяца до праздника святого Стефана (второго дня Рождества) — дня, когда по традиции раздают подарки бедным, о чем рассказывается в гимне.
Вацлав, родившийся в 907 году, унаследовал свой титул в раннем возрасте, когда ему было всего тринадцать лет. Его бабушка-христианка Людмила назначила регента, отдав предпочтение Драгомире, его матери-язычнице, которая на следующий год в приступе ревности убила Людмилу. Достигнув совершеннолетия в 925 году, Вацлав стал князем по собственному праву и принес обет безбрачия, стремясь ввести во всем княжестве христианство. Несмотря на это, местные христиане не испытывали к нему симпатии, и когда он стал делать попытки объединения с живущими по соседству немцами, они подговорили его младшего брата-язычника, Болеслава Жестокого, разделаться с князем. 20 сентября 929 года Болеслав зарезал Вацлава у входа в церковь, прямо у границы Праги.